- Вмешиваться или нет в ситуацию буллинга? Если ситуация может нанести вред здоровью, то взрослому нужно вмешиваться. Но основной момент заключается в том, что находиться дальше в этом коллективе (или в другом) все равно ребенку, а не взрослому. Поэтому все предпринимаемые шаги нужно соизмерять целью – помочь ребенку, а не установить мировую справедливость. Мне довольно часто приходилось слышать от клиентов истории, когда родители “пытались как лучше, а получалось как всегда”. К сожалению организационные меры часто надолго затягиваются, а в это время ребенок становится не только жертвой буллинга, но и эпицентром конфликта. Поэтому прежде чем предпринимать какие-то шаги, проверьте их на “экологичность”.
2. Идти ли в школу? Контактировать имеет смысл с теми, кто постоянно наблюдает ситуацию в классе и может оценить динамику: классный руководители, учителя-предметники, школьный психолог, социальный педагог. Особенно – с теми, кому вы доверяете. Это лучше поможет понять, что происходит в классе. Исходя из этого планировать дальнейшие действия. Полезно пообщаться с другими родителями, особенно с теми, у кого хороший контакт с ребенком.
3. Обращаться ли к психологу? Если вы замечаете изменения в поведении, эмоциональном состоянии ребенка – точно идти. Если вас ничего не беспокоит, но ситуация продолжает быть сложной – тоже желательно обратиться. Ребенку будет проще общаться с “нейтральным” человеком: это поможет выразить эмоции и наметить варианты разрешения ситуации.
4. Переводить ли в другую школу? Я много работаю с проблемой буллинга, и как психолог, и как эксперт. И за все время всего 2-3 раза я предложила родителям перевести ребенка в другую школу. Хотя родители как правило задают этот вопрос одним из первых. Почему перевод в другую школу не поможет разрешить ситуацию? Потому что буллинг – это модель взаимодействия. Часто бывает, что ситуация с точностью повторяется в новом классе / школе. Потому что не поменять ситуацию, не изменившись самому. Как менять, что делать, чтобы ситуация не повторилась – это запрос для индивидуальной работы. Часто менять школу приходится именно в тех случаях, когда предпринятые меры по разрешению конфликта в классе оказались не пропорциональны, тем самым обострив ситуацию. Повторюсь, вмешиваться в ситуацию нужно аккуратно, профессионально, и четко понимая, зачем делается тот или иной шаг.
5. Как понять, что буллинг не повторится? Работать с буллингом нужно на уровне класса, или как минимум – группы. К этой точки зрения сходятся все исследователи и практики. Работать индивидуально менее эффективно. Так как в буллинг вовлечены остальные дети, как свидетели, поддерживающие или агрессора, или жертву. Именно поэтому локальные кратковременные меры не приносят ожидаемого результата. Оптимальный вариант – это психологическое сопровождение класса, серия классных часов, тренингов + индивидуальная работа с теми, кто активнее включен в ситуацию. Но это не отменяет всего сказанного выше по поводу важности эмоционального контакта и обсуждения ситуации с ребенком.
Подвожу итог. Буллинг часто не очевиден для взрослых. Становится очевиден как правило тогда, когда ситуация приобретает уже очень серьезные последствия. Ребенок не всегда говорит об этом родителю. Учитель не всегда может увидеть ситуацию полностью, чтобы оценить ее адекватным образом. И даже когда буллинг очевиден, про него боятся говорить. А говорить нужно. Пока мы не будем об этом говорить, ничего не будет меняться. Только тогда будет возможность работать на предотвращение буллинга, а не на то, чтобы справиться с последствиями.