Я люблю работать с подростками. Я просто люблю работать, но с подростками особенно. Такие идеи, глубокие, неординарные, искренние редко встретишь в общении со взрослыми людьми. Не в обиду взрослым будет сказано.
Меня спросила девочка, с которой мы общаемся уже не первый год: “Зачем любить и принимать себя?” Подростки часто рассказывают про то, что “теряются” в ситуациях общения, особенно вынужденного общения: когда нужно обратиться к продавцу в магазине или попросить водителя маршрутки сделать остановку. Казалось бы, это ситуации, с которыми мы сталкиваемся постоянно. И мотив этой нерешительности – “Что они обо мне подумают?”.
Разговариваем о том, насколько значимо для нас мнение разных людей. О том, что мнение близких и родственников – как правило, это важная вещь, но насколько важно мнение водителя или продавца? Привожу пример про то, что есть первый круг людей, которые ближе всего к нам (семья), есть второй – близкие друзья, и далее – товарищи, и люди с которыми нас связывает формальное общение. Подростки часто говорят о том, что сами не могут понять то, какие они. Что делают об этом вывод, основываясь на мнении окружающих. И поэтому мнение окружающих приобретает такую сверхзначимость. Да, и не только подростки. В нашей культуре долго было принято оглядываться на то, “что подумают”. И сейчас приходится слышать в общественных местах: “Ну-ка перестань себя так вести, что о тебе вот та тетя подумает.” Только не уточняется, что та тетя занята совершенно другими мыслями.
Это сколько же энергии мы тратим каждый день, если воспринимаем каждую поезду в маршрутке, каждый поход в магазин за хлебом как выход на сцену. В таком случае тревога о том, “что подумают окружающие” будет постоянно давать о себя знать в самый неподходящий момент. Порой приходится слышать о том, что лучше “избегать этих ситуаций, меньше не выходить на люди”. Грустно.
Это состояние порой называют “подростковым эгоцентризмом”: когда кажется, что все только и разглядывают в лупу, выискивают какие-то недостатки, и конечно, обязательно их найдут и высмеют. Да, разумеется, окружающие оценивают – обычно признаю я. Но так ли важно нам это мнение. “Мнение может и не очень важно, но настроение портят здорово”. Приходим к тому, что настроение нам могут портить настолько, насколько мы себе это позволяем. Что эмоции – это наша реакция на внешние условия, и эта реакция зависит от нас, а не только от обстоятельств. Чувствуете разницу: “меня обидели” и “я обиделся”? Если я в себе уверен, то вывести меня из равновесия не так и просто. Пришла в голову аналогия со стеной. Если стенка картонная, то пробить ее не составит труда, если кирпичная – то уже сложнее. Пришли к выводу, что стенку нужно укреплять.
Недавно одна девочка сказала о том, что когда есть “внутренний источник радости” (очень мне понравилось это выражение), то мнение окружающих становится не так важно. Мы обсуждали — что могло бы стать этим источником. “Но ведь радостные события происходят не каждый день!” От подростков кстати часто приходится слышать о том, что мир уже не окрашен теми яркими разноцветными красками, как в детстве. Реальности приобретает более отчетливые очертания. Помню, что общалась с девушкой, которая долго не могла принять этот факт, «на помощь» ей приходила психосоматика, которая “помогала” не включаться во взрослый режим жизни. Да, пока мы ищем этот источник во внешних событиях, то, пожалуй, так и не сможем найти надежной опоры. Мы разговаривали о том, как можно в себе найти этот источник уверенности (позже я предложила переименовать его именно таким образом). И тогда действительно, мнение окружающих становится не так важно – признала она.